Полнопоточная система фильтрации (грубая очистка масла)
В полнопоточной системе фильтрации моторных масел, как уже говорилось, устанавливается один фильтр с номинальной тонкостью отсева около 38-45 мкм., что для современных высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей с прецизионными узлами, экстремальными условиями эксплуатации и увеличенными интервалами технического обслуживания уже не является достаточным, причём актуальность этой проблемы будет возрастать и в дальнейшем.
На рис.2 показана диаграмма износа в зависимости от размера частиц из которой видно, что наиболее негативное воздействие на пары трения оказывают частицы менее 40 мкм. Эксплуатационные свойства самых высококачественных масел значительно ухудшаются, если в них содержится хотя бы небольшое количество абразивных механических примесей.
По имеющейся в печати информации около 75% износа двигателя приходится на первые 10 минут работы после его запуска в холодном состоянии.
Как уже говорилось обычный классический масляный фильтр способен задержать 95% частиц размером 38-45 мкм, частицы меньшего размера достаточно легко в той или иной степени проходят через поры фильтровальной перегородки в масляную магистраль двигателя.
При пуске двигателя при температуре -5 0 C прогрев масла до 700 С занимает в среднем 25-30 минут. Значительную часть этого времени перепускной клапан открыт,
неочищенное масло циркулирует в обход шторы фильтрующего элемента, смывая потоком перепускаемого масла нафильтрованные ранее загрязнения с поверхности бумажного фильтрующего элемента в масляную магистраль.
Даже весьма прогрессивное для своего времени решение о совмещении клапанов (по типу фильтров Purolator) не гарантирует сто процентной защиты, поскольку эффективно лишь при горизонтальном расположении фильтра, однако и при этом возможно попадание в масляную магистраль загрязнений из картера двигателя.
В фильтрах с защитой перепускного клапана дополнительным фильтрующим элементом перепускаемое масло очищается только от крупных загрязняющих частиц (> 100 мкм), а более мелкие циркулируют вместе с маслом, вызывая износ двигателя.
Кроме того, при каждом открывании перепускного клапана нафильтрованные загрязнения с основного фильтрующего элемента смываются и переносятся на дополнительный фильтрующий элемент и при значительном его загрязнении, если не сменить фильтр могут вызвать масляное голодание двигателя с аварийными последствиями.
Холодный пуск с таким фильтром чреват возникновением сухого трения даже при открытом перепускном клапане: дополнительный фильтрующий элемент плохо пропускает загустевшее на морозе масло. За рубежом аналогичные фильтры применяют в жарком климате или при стоянке машины в теплом гараже, а главное - в сочетании с высококачественным маловязким маслом. В своё время ВАЗ отказался от использования фильтра подобного типа. |